ЛОГО

Социальные отношения и интересы.
Социальные отношения и интересы » Новости » Передвижной цирк-шапито "Юность": Константин Бессонов

Передвижной цирк-шапито "Юность": Константин Бессонов

 Передвижной цирк-шапито "Юность": Константин БессоновЖизнь Константина Бессонова могла сложиться и совсем по-другому. Парень из рабочей семьи - учился, служил в армии. После армии пошел работать на завод. Даже сейчас вспоминает - мама была очень довольна. Еще бы - сын стал рабочим человеком, получил специальность, парень серьезный. Все в жизни просто и понятно - хороший слесарь не пропадет, рабочие руки нужны всегда и везде. И зарабатывает хорошо - семье помогает.
А вокруг шумел прекрасный древний Баку. Приморский бульвар, Морской порт, Малая Венеция - Костя Бессонов хорошо знал свой город. Был и еще один адрес. Улица Самеда Вургуна, 68, Бакинский государственный цирк. Вечерние огни, музыка и праздник, который казалось поселился по этому адресу. Костя познакомился с работниками цирка, артистами и даже директором - Фиридуном Мухтаровичем Абдуллаевым. И в цирке стал бывать уже как свой - со служебного входа.
Но не только Костя присматривался к цирковой жизни - цирк тоже присматривался к молодому парню.

- Я был еще очень далек от цирка. Даже и в мыслях не держал, что когда - нибудь буду в нем работать. Просто мне цирк очень нравился.
В 1975 году Ф.М.Абдуллаев предложил мне поехать сопровождающим с животными, лошадьми, из номера Байрама Аннаева, - вспоминает Константин Бессонов.
- На заводе у меня был отпуск, время свободное было. А в цирке не хватало людей. Да и ехать надо было далеко - в Курган. Через пол страны. То, что поездка предстояла не в мягком вагоне, а в теплушках, вместе с лошадьми - не смущало. Время было такое - простое. Нужно было людям помочь - значит надо ехать.
Приехали в передвижной цирк, а там мне тоже предлагают - поработай у нас немного. Я же не зря такой путь проделал, чтобы сразу домой возвращаться. Пока отпуск на заводе решил посмотреть другие города - вот и остался.

Так Константин Бессонов сделал свой первый шаг к цирку.
Работу в передвижном цирке легкой не назовешь. Надо делать все. И в цирке работать, и за лошадьми убирать, и руки рабочие без дела не могли - помогал всем, кто просил о помощи. Ночные дежурства на конюшне - это просто отдых. Лежишь на душистом сене, в цирке тишина - только лошади изредка на конюшне фыркают, да ногами перебирают. Самое спокойное время. Но спать нельзя - работа есть работа.
А напротив конюшни - клетки с медведями. У косолапых своя жизнь. Не мог тогда и представить себе Костя, что вся его дальнейшая цирковая судьба будет связана именно с этими животными.
Но отпуск подходил к концу и Константин возвращается домой, в Баку.
Только не долго длилось его возвращение домой. Пришла телеграмма: "Предлагаю работать в номере с медведями. Если есть желание - приезжай. Петрухин". Цирк не отпускал парня, давал ему второй шанс. Долго раздумывать Константин не стал. Больше всех против такого поворота в жизни сына была мама. Не могла понять, зачем бросать свой город, завод, работу, друзей. А сын уже собирался в дорогу.

Константин Бессонов:

- 18 лет я работал в номере Игоря Петрухина. Был служащим по уходу за животными, ассистентом, дрессировщиком. Нормальная цирковая жизнь - научился делать все.
Для спектакля "Руслан и Людмила" Анатолия Шага мы впервые сделали номер "Медведь в бане". Вообще у этого номера была счастливая судьба. Игорю Филипповичу Петрухину за этот номер аплодировали и генеральный секретарь компартии, и простые зрители в цирках по всему Советскому Союзу. Я просто счастливый человек, потому что имел ко всему этому отношение.

А тем временем все отчетливее становилась мечта - сделать собственный номер с медведем. Даже сюжет номера уже прорисовался - сыграть вместе с медведем репризу "Бревно", которую на цирковом манеже до этого блистательно исполняли Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Взять известную миллионам зрителей репризу и сделать из нее полноценный номер с медведем - это была дерзкая затея. Без поддержки было не обойтись.

- В этот момент Игорь Петрухин меня здорово поддержал, - говорит Константин Бессонов. - Все ведь было очень сложно. Тут мало быть просто хорошим дрессировщиком - надо было утрясти кучу разных формальностей. И самое главное - как отнесется сам Юрий Владимирович Никулин к моей затее?
На удивление, Юрий Владимирович вполне благосклонно подошел к моей идее. Сказал: "Пробуй, когда будет готов материал - покажешь."

Это было как благословение мастера начинающему артисту. Потом была еще долгая работа, репетиции и еще одна встреча с Юрием Никулиным.

Константин Бессонов:

- Когда был готов черновой материал моего номера я снова встретился с Юрием Владимировичем в цирке на Цветном бульваре. На этой встрече присутствовали Наталья Маковская и Вячеслав Гнеушев. Втроем они внимательно просмотрели весь видеоматериал, что то даже подсказали. Но самое главное - Юрий Никулин не запретил. Не знаю, понравилось ему или нет, только сказал: "Работай. Если зрителям будет нравиться - хорошо. Если нет - сам уйдешь."

А зрителям нравилось. Да и как могло быть по другому. Ведь на цирковом манеже Константин Бессонов демонстрировал не просто дрессуру медведей. Перед зрителями разворачивался настоящий сюжет, на глазах возникали характеры, отношения, житейские ситуации. Равнодушных в зале не находилось. Забавная сценка, знакомая многим поклонникам цирка заиграла новыми оттенками - работа дрессировщика не пропала даром.

- Меня с самого начала больше привлекала именно "сюжетная" дрессура, - рассказывает Константин Бессонов. - Я видел в этом возможность наиболее ярко показать взаимоотношения животного и человека в какой-то жизненной ситуации. В этом есть и понятный зрителям сюжет, и возможность раскрыть "актерские" возможности моих четвероногих партнеров - медведей. Да и мне самому до сих пор интересно придумывать какие-то новые сюжетные ходы, находить другие, более яркие, цирковые краски. В манеже мы должны быть с медведем партнерами. Зрителям интересно уже то, что мы с ним друг друга понимаем. Даже если когда-то недопонимаем - это все равно интересно. И я в своем номере и дрессировщик, и драматург, и художник по костюмам.

Новый номер влился в цирковой конвейер. Это ведь только в столичных стационарах цирковая программа работает до 6 месяцев. Гастроли в провинциальных цирках областных центров гораздо более скоротечны - месяц, полтора. И снова артисты собираются в дорогу.
В таких условиях очень часто приходится обращаться за разнообразной помощью к администрации цирков, в которых номер работает. Бытовые проблемы возникают везде - ребенка надо устроить на месяц гастролей в хорошую школу или детский сад, помочь с больницей. Да мало ли еще какие вопросы могут возникнуть у артиста во время гастролей - пусть даже самых мелких, но которые не сразу решишь в чужом, незнакомом городе.

Константин Бессонов:

Юрий Владимирович Никулин ведь очень многим артистам помог. Кому-то с работой, кому-то с квартирой. С детскими садами, больницами... по любым вопросам.
И так было не только у Ю.В.Никулина в Москве. Во многих городах директора цирков очень помогали артистам, любили их, принимали активное участие в решении любых проблем. Б.Н. Тезиков в Симферополе, М.М.Марусалов в Минске, а затем в Рязани, В.И.Макаров - директор Гомельского цирка, В.И.Тишков - директор цирка в Новокузнецке... Это может быть очень длинный список - Д.И.Калмыков, Г.М.Трахтенберг... К сожалению сейчас в цирке почти нет директоров такого масштаба, фанатично преданных цирковому искусству. Готовых принимать даже житейскую проблему артистов как свою собственную. И артисты таких директоров не забывают. Хорошие отношения всегда взаимны.

Номер Константина Бессонова с успехом проходил в цирках России и за рубежом. Но в какой-то момент артист понял - надо готовить новый номер. И решил снова вернуться к "Медвежьей бане". Появились новые повороты сюжета, опыт работы позволял развить тему, сделать принципиально другим трюковое наполнение номера.

Константин Бессонов:

- К этому времени "Медвежью баню" уже никто не работал. Зрители стали постепенно забывать этот замечательный номер. И я решил - номер надо восстановить.
Снова начались репетиции. Новый медведь - партнер, новые особенности в наших с ним взаимоотношениях. При такой дрессуре вообще очень много зависит от животного. Ведь у каждого из них свой характер, привычки.
Мой первый медведь, Тимка, с которым мы работали "Бревно" - я был для него как родитель. Вот такие родственные, семейные отношения у нас были все 15 лет нашей совместной работы. Он вообще был очень сообразительный. Схватывал все просто на лету. Часто поэтому пытался брать нахрапом, самоуверенностью - потому что считал, что он уже все понял. Иногда из-за этого возникали даже проблемы. А иногда это и помогало.
Как - то после моего отпуска мы с ним на репетиции долго не могли сделать какой-то трюк. Что-то не так шло. А вот что - я никак не мог понять. Пока медведю это не надоело. Он просто понял, что я забыл, как выходить на этот трюк. Подошел, взял меня за руку и провел за руку по манежу. Показал, как быть должно. И дальше все пошло, как по маслу. Уникальный он был медведь, мой Тимка.
А "Баню" я уже стал делать с другим медведем - Кокой. С ним я работаю по сегодняшний день. Вот он относится ко мне как ученик к учителю в школе. Он в детстве был очень болезненным и немножко трусливым. Мы из-за этого долго не начинали репетировать. Кока долго привыкал к людям - мы даже по городу с ним гуляли, чтобы он видел людей, не пугался шумов, стал более уверенным. А потом достаточно быстро сделали "Медвежью баню".
А вот отношения учителя и ученика так и остались. Так и воспринимает меня как воспитателя.

Так и воспитывает уже почти 40 лет в цирке своих медведей Константин Бессонов - дрессировщик, который на цирковом манеже раскрывает косолапые таланты. Номер "Медведь в бане" всегда очень эмоционально встречает зрительный зал. Знакомая для всех ситуация наполняется новым смыслом в исполнении человека и медведя. А у дрессировщика уже зреют новые цирковые сюжеты. И рядом с 24-летним Кокой уже появился медвежонок.

- Я назвал его Тимкой, в честь своего первого медведя. Мне кажется, что они в чем-то похожи, - делится новыми планами Константин Бессонов. - Каким будет новый номер - пока не знаю. Присматриваюсь. Я к медвежонку, а он ко мне. Это самое важное время, когда мы привыкаем друг к другу, стараемся понять один другого. Вместе гуляем, разговариваем, проводим много времени наблюдая друг за другом. Обычное дело для дрессировщика - надо понять, какой характер у животного. Но то, что мой второй Тимка будет хорошим артистом - в этом я уверен.
Метки:
Карта