ЛОГО

Социальные отношения и интересы.
Социальные отношения и интересы » Новости » Легенды цирка - Ю.В.Никулин

Легенды цирка - Ю.В.Никулин

Легенды цирка - Ю.В.НикулинНикулин - артист яркой индивидуальности, владеющий комедийными приёмами, пластически выразительный, мастер пантомимич. жанра. Из наиболее интересных образов, созданных Ю.В.Никулиным в репризах, скетчах и пантомимах,- Влюблённый в репризе "Шипы и розы", Полицейский в пантомиме "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Пользуется известностью как киноартист, снимался в фильмах ("Пёс Барбос и необычный кросс", "Старики-разбойники", "Деловые люди", "Когда деревья были большими", "Кавказская пленница", "Ко мне, Мухтар!", "Маленький беглец", "Бриллиантовая рука" и др.).
Вместе с партнером М.Н.Шуйдиным Никулин работает вместе с 1950 года. Их первой совместной работой была клоунада "Наболевший вопрос" (автор Л. Куксо), далее пантомима "Маленький Пьер" (автор В. Никулин, отец Ю. Никулина) и клоунада "Сценка на лошади". Комедийные положения большинства сценок, исполняемых Никулиным и Шуйдиным. строятся на противоречии характеров. Никулин создал в дуэте образ флегматичного, никогда не улыбающегося персонажа, не лишённого, однако, порой и черт трогательной наивности, душевности. Шуйдин - образ жизнерадостного, предприимчивого "мастера на все руки", лукавого задиры, постоянно разыгрывающего своего нерасторопного приятеля. Дуэт Никулин и Шуйдин отличает широкий жанровый диапазон: они одинаково успешно используют старинные буффонадные антре и совр. пародии, сатирич. скетчи, анекдоты в лицах, юморески, развёрнутые пантомимы. Являются авторами многих исполняемых ими интермедий (особенно Никулин), часто совместно с цирковым драматургом М. Татарским. В некоторых интермедиях участвует третьим партнёром Татьяна Николаевна Никулина (до замужества - Покровская; р. 14.XII. 1929) -- жена Ю. Никулина. Среди лучших номеров Никулина и Шуйдина, кроме упоминавшихся,- "Чёрный Томми", "Насос", "Фокус с молоком", "Весёлые рыболовы", "Весна" и др. Большинство работ Н. и Ш. поставлено М. С. Местечкиным.
Участвовали в гастролях за рубежом (Великобритания, Австралия, Франция, Бельгия, Бразилия, ГДР, Канада, Польша, США, Уругвай, Швеция, Япония).

Источник: Маленькая энциклопедия "Цирк", 1979 г.

Снимаем обыкновенную шляпу с необыкновенной головы.

Из книги Ю.В.Никулина "Почти серьезно"
Около служебного входа в цирк, тускло освещенного круглым фонарем, стоял пожилой человек в пенсне, одетый в черное, застегнутое наглухо пальто. Из-под каракулевой шапки пирожком виднелись благообразные седые виски.
- Простите, - начал он, увидев меня, выходящего из цирка, - не могли бы вы уделить мне немного времени? После трех воскресных спектаклей никакого настроения с кем-либо говорить у меня, конечно, не было. Скорее домой, попить чаю да спать. Незнакомец, словно угадав мои мысли, продолжал мягким, грудным голосом:
- Разговор ведь, Юрий Владимирович, пойдет о вашей судьбе, которая меня искренне волнует и беспокоит. Заинтересованный, я покорился. Мы отошли к забору Центрального рынка, и я выслушал все, что рассказал мне незнакомец. С трудом подбирая слова, сбивчиво и торопливо мужчина сообщил мне, что он военный инженер, сейчас на пенсии, живет один с собакой и очень любит искусство.
- Искусство, - продолжал он, - пожалуй, единственное, чем заполнена моя одинокая жизнь. За вами, Юрий Владимирович, наблюдаю давно. Не пропустил ни одного фильма с вашим участием. Вы стали одним из моих любимых актеров. И представьте себе, для меня было великой неожиданностью узнать, что вы работаете в цирке клоуном.
- Да, - подтвердил я. - Цирк - моя постоянная работа.
- Вот это-то меня и удивляет. Я сначала не поверил. Но по телевидению было ваше интервью… Я не любитель цирка. Но вас решил посмотреть. И смотрел не один раз. Признаюсь вам откровенно, я потрясен.
Я улыбнулся, заранее ожидая комплименты. Мысленно уже подбирал ответные фразы. Привычное «спасибо» или ироническое «ну, так ли уж…».
- Да, я потрясен! - продолжал мой незнакомец уже с пафосом. - Как вы, талантливый, умный, культурный человек, решили связаться с цирком, который вас губит и уничтожает?
От неожиданности я замер.
- Я говорю вам это, - продолжал человек, - любя, уважая и с надеждой вразумить вас. Как вы, сыграв такую психологически глубокую роль в фильме «Когда деревья были большими», опустились до этого?..
- До чего «до этого»? - наконец спросил я.
- Выходить в нелепом костюме, изображать дурака. Вы ведь на арене, простите меня, дурачок. Ну как можно унижать себя? Ведь это абсурд: прикреплять выстрелом своему партнеру бантик, извините… на его зад. А эта глупейшая фраза; «Снимаем обыкновенную шляпу с необыкновенной головы».
- Но ведь смеются же, - неуверенно сказал я.
- Да потому что вы дурак, извините. Смеются над дураком. Разве вы получаете удовольствие от этого?
- Получаю, - ответил я уже твердо.
- Платят хорошо? - спросил он.
- Да как вам сказать… - начал я, словно оправдываясь, - как везде.
- Тогда плюньте на цирк, снимайтесь в кино! Недавно я третий раз смотрел «Ко мне, Мухтар!» по телевизору. Гуманный фильм. Если вам с публикой расставаться жаль, мой совет - идите в театр… на благородные подмостки. Творите вместе с Шекспиром, Островским, с советскими драматургами. Вы поняли меня? Вы не обиделись?
- Я вас понял и не понял, - ответил я. - Но, во всяком случае, не обижаюсь.
Признаться, мне стало, конечно, обидно за себя, за цирк, за моих товарищей по работе. Я подумал: «Ну что я буду объяснять человеку сейчас, на улице, под дождем?»
- Это не разговор - на улице. У нас с вами разный взгляд на искусство цирка.
- Искусство ли? - вставил ехидно мужчина.
- Да, искусство, - ответил я. - Искусство, которое вы просто не любите и не понимаете.
Попрощался с ним и пошел прочь.
Метки: